Зеленоградский административный округ

Особые условия для детей с ОВЗ и инвалидов

Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования. Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.

Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Прохождение ЦПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ЦПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.

К специальным условиям обучения относятся:

  • Использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.
  • Использование специальных методов обучения и воспитания. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.
  • Использование специальных учебников и специальных учебных пособий, дидактических материалов.
  • Использование специальных технических и средств обучения как коллективного, так и индивидуального пользования.
  • Предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора.
  • Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
  • Обеспечение доступа в здание образовательного учреждения.

Все перечисленные условия должны способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, социальному развитию обучающихся детей с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение включает:

  • Наличие в штатном расписании специалистов (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор).
  • Проведение комплексной диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.
  • Разработка индивидуального образовательного маршрута(ИОМ)
  • Реализация мероприятий (проведение коррекционных занятий) в соответствии с ИОМ
  • Отслеживание динамики развития ребенка.
  • Консультирование специалистами педагогов и родителей, оказание методической помощи.
  • Анализ эффективности работы команды специалистов.
  • Психологическая поддержка всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).
  • Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!

Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации

Для лиц имеющих инвалидность, обучающихся по основным программам и не нуждающихся в создании специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ — увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа без заключения ЦПМПК.

Основанием для создания специальных условий является заключение ЦПМПК:

  • выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ)
  • увеличение продолжительности на 1,5 часа
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур
  • организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений)
  • предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ребенка: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания)
  • организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ЦПМПК города Москвы).

В основе работы с детьми ОВЗ в ГБОУ Школа № 2045 лежит социальная адаптация, предоставление равных возможностей для всех учащихся.

В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:

  • ГБОУ Школа № 2045 реализует программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • приём детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ЦПМПК;
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется обучение по индивидуальным учебным планам, в том числе на дому;
  • в целях обеспечения успешного освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объёме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе создана психологическая служба, работают логопеды и учителя-дефектологи:

групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);

индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально.

  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
  • в системе дополнительного образования дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются в кружках и секциях.

В процессе обучения на каждой ступени с детьми работает психолого-логопедическая служба. (График работы Приложение 1 )

В соответствии с Государственной программой «Доступная среда» на 2011 - 2020 г. Распоряжение от 27 октября 2014 г. No 2136-р, г. Москва ГБОУ Школа № 2045 стремится создать универсальную безбарьерную среду, позволяющую обеспечить совместное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития.

В работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ реализуем следующие задачи:

  • создаём условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса детей;
  • совершенствуем методические приемы;
  • изучаем и внедряем в педагогический процесс новые педагогические технологии с целью повышения качества ЗУН учащихся, повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса;
  • создаем комфортные здоровьесберегающие условия, хороший психологический климат в коллективе;
  • создаем условия для творческой работы и роста профессионального мастерства педагогов;
  • совершенствуем систему стимулирования и поощрения творчески работающих педагогов.

Педагоги школы являются постоянными участниками вебинаров. Учителя принимают участие в конференциях, семинарах и круглых столах.

Школьное оборудование для детей с ОВЗ — необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.

В ГБОУ Школа № 2045 созданы специальные условия для доступа в ОУ инвалидов и лиц с ОВЗ (установлены пандусы, кнопка вызова, тактильные пиктограммы, тактильная вывеска с режимом работы школы, внутри зданий — специальные туалеты и лавочки для инвалидов, имеются лестничные подъёмники для лиц с ОВЗ).